ООПТ обязаны рассчитывать турпоток, но официальные методики мало помогают. Спасает инициатива.
Почему особо охраняемым природным территориям нужно считать рекреационную нагрузку?
Во‑первых, по закону об особо охраняемых природных территориях планировать развитие инфраструктуры ООПТ можно только на основе расчёта. Без него невозможны ни государственные, ни частные инвестиции в инфраструктуру. Только с этим планом в руках инвесторы могут разрабатывать свои проекты и участвовать с ними в тендерах.
Во‑вторых, расчёт необходим ООПТ для развития туризма, а конкретно — для планирования туристической деятельности на 10 лет. При этом каждые три года в расчёт можно вносить изменения по результатам наблюдений.
Кроме того, развитие внутреннего туризма, которому посвящён национальный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», — задача со многими неизвестными. Главный вопрос: как определить количество посетителей, чтобы не разрушились уникальные экосистемы ООПТ? Поэтому опять же необходимо делать расчёт рекреационной нагрузки.
При подготовке статьи мы обратились за комментариями в 20 заповедников и национальных парков России. И везде нам признались, что не делают расчёты. Туристический поток регулируют «на глазок» или вовсе не регулируют, так как «в этом нет необходимости прямо сейчас».
Некоторые ООПТ предприняли попытки рассчитать рекреационную нагрузку. Например, такую работу проделали в Буреинском заповеднике, который расположен в труднодоступных районах Хабаровского края, в бассейне рек Правая и Левая Бурея.
В 2021 году мы заключили договор с Владивостокским государственным университетом, и его студенты провели расчёт рекреационной нагрузки на туристических маршрутах «Царская дорога» и «Истоки Буреи». Они воспользовались такими методиками, как «Пределы допустимых изменений» и «Оценка текущей ёмкости».
Ребята изучили маршрут, определили состав и состояние растительного сообщества, а также критические участки, где может произойти вытаптывание. Была рассчитана средняя весовая нагрузка группы туристов из 10 человек, а также учтены дополнительные факторы.
Например, на истоки Буреи нужно плыть на моторной лодке, а на Царскую дорогу — ехать на вездеходе. Соответственно, учитывались выбросы загрязняющих веществ, шумовое воздействие от транспорта и автоматических средств связи, беспокойство от присутствия человека.
В результате исследования мы получили рекомендацию по количеству туристов на каждый маршрут: 53 человека в сутки на «Царскую дорогу» и 24 — на «Истоки Буреи». Но у нас очень удалённая территория, и такого количества туристов в заповеднике не бывает. В среднем его посещает около 150 туристов в год.
Мы разработали 6 маршрутов, каждый имеет паспорт, который утверждён Минприроды, а все сотрудники и инструкторы‑проводники получили соответствующие сертификаты. Мы готовы принимать больше туристов и прилагаем усилия для увеличения потока.
В 2023 году правительство выпустило два постановления. Первое утверждает правила планирования рекреационной деятельности национальных парков. Второе предлагает формулы для расчёта предельно допустимой рекреационной ёмкости ООПТ. Но неизвестные остались.
Заповедные территории России разнообразны, поэтому универсальности при определении туристической нагрузки речи быть не может. Для сравнения: природа Крайнего Севера восстанавливается десятки лет, а в субтропиках достаточно нескольких лет. Поэтому необходимо учитывать множество индивидуальных для каждой территории факторов.
В 2024 году Минприроды выпустило три методики по определению поправочных коэффициентов к расчёту рекреационной нагрузки. Разработкой документов занимался Росзаповедцентр ведомства.
экологических, социальных, социально‑экономических и социокультурных факторов;
управленческой ёмкости;
площади туристского объекта, необходимой для одного посетителя.
Встречаются региональные методики, которые учитывают эти коэффициенты. Например, Министерство сельского хозяйства, природных ресурсов и экологии Тульской области выпустило приказ о правилах туризма и порядке расчёта предельно допустимой рекреационной ёмкости ООПТ на своей территории. В приложениях к приказу указаны формулы с учётом поправочных коэффициентов.
Первая методика, которая связана с экологическими и социальными факторами, предлагает 14 коэффициентов. Все они влияют на способность ООПТ принять туристов. Девять из них нужно оценивать на основании трёхлетних наблюдений.
В случае если ООПТ новое, то коэффициенту автоматически присваивается значение 0,9. Если заповедник существует давно, но по каким‑то причинам наблюдение не велось, то коэффициент ещё более понижающий — 0,8.
По мнению авторов методики, низкие коэффициенты будут стимулировать руководство собирать данные по воздействию туристов на экосистему охраняемой территории. ООПТ не обязаны учитывать все коэффициенты и могут выбрать те, что актуальны именно для них.
Рекордсменом по количеству туристов среди ООПТ России традиционно является Сочинский национальный парк. Всего за три летних месяца 2025 года он принял 2,2 млн туристов.
Среди лимитирующих факторов для туризма методикой признаются: пожароопасность, погодные условия, сезоны размножения у животных, риски затопления, природно‑очаговых инфекций и встреч с дикими животными.
Предлагается также оценить развитие эрозионных процессов на туристских объектах, изменение почвенного и растительного покрова. Важнейшие факторы — количество редких и исчезающих животных и растений на территории ООПТ, а также число исчезнувших и занесённых чужеродных, синантропных видов.
Также предлагается учитывать экономический фактор. Для его расчёта нужно оценить туристический поток за последние три года. Если он растёт, то необходимо придумать новые маршруты, чтобы равномерно распределить туристов по территории без ущерба для экосистем.
Социокультурный и социальный коэффициенты рассчитываются из учёта жалоб местных жителей на деятельность ООПТ, а также отзывов туристов — насколько развита инфраструктура ООПТ и хорошо организованы экскурсии.
Отдельная методика предусмотрена для оценки коэффициента управленческой ёмкости. Он основывается на двух параметрах: достаточности человеческих ресурсов и количестве объектов инфраструктуры. В Минприроды считают, что если ООПТ планирует развивать туризм, то ей необходим соответствующий штат сотрудников и оборудованных мест для посещения.
В 2023 году вступил в силу «Закон о туризме» на особо охраняемых природных территориях. С тех пор правила туризма постоянно уточняются с помощью постановлений и правоприменительной практики. Например, принято распоряжение об утверждении перечня объектов капитального строительства, которые могут размещаться на ООПТ.
Одновременно Президент поставил задачу обеспечить все национальные парки необходимой инфраструктурой к 2030 году. Однако, по данным Росзаповедцентра Минприроды, в 2025 году ни в одном из национальных парков эта задача полностью не выполнена.
Отдельная проблема — количество сотрудников ООПТ. Их остро не хватает, особенно в удалённых, труднодоступных заповедниках, где научные сотрудники зачастую работают «вахтовым методом». А ведь для сопровождения групп нужны не просто сертифицированные экскурсоводы, а люди с особыми навыками — вплоть до владения оружием или спецсредствами в случае встречи с дикими животными.
Конечно, рано или поздно закон обяжет все ООПТ планировать рекреационную деятельность. Но лучше начинать расчёт нагрузки сейчас, чем в срочном порядке, без опоры на системные наблюдения, составлять жизненно необходимый документ.