Основные вехи и тренды обсудили с Ксенией Гаспарян, директором по развитию «Заповедного посольства».
Добровольная помощь охране природы — явление по меркам мировой истории новое. Первые экозащитники появились чуть больше 100 лет назад. В 1924 году в СССР было создано «Всероссийское общество охраны природы». Участники общества занимались просвещением, сажали деревья, защищали Байкал и Селигер от браконьеров. В 1960-е годы по всей стране возникли студенческие дружины — они помогали проводить научные исследования, патрулировать леса, предотвращать пожары и незаконную вырубку.
Вместе с развалом СССР были утрачены многие волонтёрские и экологические инициативы. Новейшая история эковолонтёрства в России началась в 1990-е годы, можно сказать, с нуля.
Эколого-просветительский центр «Заповедники» — один из немногих, кто стоял у истоков и до сих пор успешно занимается развитием общественного движения в поддержку особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Среди важнейших достижений экоцентра — создание фонда «Заповедное посольство», который представляет интересы ООПТ, общества взрослых и юных защитников природы «Друзья заповедных островов».
Вместе с фондом «Заповедное посольство» восстановили хронологию: как появилось эковолонтёрство на ООПТ и какие события повлияли на его развитие.
Ксения Гаспарян — эколог, волонтёр, сотрудник экоцентра «Заповедники». В 2014–2018 годах — руководитель волонтёрского центра «Бурундук». С 2018 года — директор по развитию благотворительного фонда «Заповедное посольство»
В 1995 году экопросвещение впервые было законодательно закреплено как одна из ключевых задач ООПТ. Среди лоббистов закона была сотрудница Министерства природных ресурсов Наталья Данилина. Именно она основала экоцентр «Заповедники» и приложила максимум усилий, чтобы экопросвещение не осталось строчкой на бумаге.
На момент принятия закона об ООПТ программ обучения, которые подготовили бы сотрудников заповедников к работе с населением, не существовало. Центр разработал и проводил двухнедельные интенсивные курсы — за строгую дисциплину участники прозвали их «Заповедной семинарией». Благодаря курсам вскоре почти на всех ООПТ появились специалисты по экопросвещению.
Уже в 1997 году «Заповедники» выступили одним из организаторов празднования 80-летия заповедной системы России. Основатель и бессменный руководитель центра Наталья Данилина (справа) с коллегами на Пушкинской площади.
По инициативе команды центра «Заповедники» создано неформальное движение для экологического просвещения населения и поддержки ООПТ. Основная задача «Друзей» — вовлечь детей и взрослых в деятельность на благо природы.
«Заповедный остров» — это любая природоохранная территория, которую местные жители берут под опеку. Благодаря движению люди осознают ценность жизни рядом с заповедниками, добровольно защищают природное и культурное наследие.
Уже через год после создания прошёл первый общероссийский слёт «Друзей» — в нём участвовали 350 ребят из Москвы и разных регионов.
С этого момента можно вести официальный отсчёт российского эковолонтёрства на ООПТ.
Первый лагерь организован экоцентром совместно с Байкальским заповедником. Здесь опробованы и отработаны методы работы с добровольцами, организация труда.
Позже к инициативе подключились другие ООПТ, был налажен обмен опытом.
«Заповедники» поставили работу с добровольцами на поток: появилось отдельное направление — центр «Бурундук», который организовывал волонтёрские смены на ООПТ, программы международного обмена для активистов, развивал корпоративное волонтёрство.
Шторм привёл к крушению нескольких судов. В море попало около 3 тыс. т мазута и 7 тыс. т технической серы. И если сера не представляла большой угрозы для экологии, то мазут стал причиной гибели множества птиц и животных.
В ликвидации последствий разлива участвовали около 100 добровольцев — студентов, экологов, местных жителей. Это первый значимый случай стихийного эковолонтёрства.
Развитие заповедного волонтёрства выходит на новый уровень — теперь это государственная задача.
Олимпиада стала переломным моментом в развитии массового волонтёрского движения в России. Кроме событийного волонтёрства, добровольцы влились в социальные и экологические проекты.
Внесены изменения в статью 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
По поручению президента создана Ассоциация волонтёрских центров.
Появились государственные программы в поддержку добровольчества.
Студентов-экозащитников объединила «Ассоциация зелёных вузов России».
Экоцентр «Заповедники» запустил платформу «Заповедный урок». Программа построена на принципах интеллектуального волонтёрства: учитель скачивает основу урока, вставляет информацию о местной ООПТ, затем загружает дополненный материал в базу, где его могут найти тысячи других пользователей.
В 2017 году было проведено 20 тыс. уроков, более 600 тыс. школьников стали участниками проекта.
Команда экоцентра «Заповедники» создала фонд для общественной поддержки ООПТ. Основные цели — способствовать развитию заповедных территорий, формировать поддержку со стороны бизнеса и общества, развивать экопросвещение и туризм.
Фонд помогает ООПТ строить долгосрочные и крепкие отношения с добровольцами, максимально задействовать потенциал волонтёров, а волонтёрам — эффективно справляться с задачами.
В «Заповедном посольстве» формула любви звучит так: узнай, полюби, сохрани. Через эти этапы проводят всех добровольцев. Сначала им рассказывают о заповедных территориях и их значении. Со временем у людей формируется чувство привязанности и любви к этим местам, и, наконец, появляется желание что-то для них сделать.
Ксения Гаспарян получила грант Фонда Потанина и прошла обучение по целевым капиталам. «Заповедное посольство» стало первым российским фондом, учредившим целевой капитал (эндаумент) для устойчивой поддержки ООПТ.
Фонд «Заповедное посольство» даёт новый толчок развитию «Друзей». Движение основывает клубы друзей при ООПТ, проводит экопросветительские мероприятия, конференции по обмену опытом.
VII Международный слёт движения в Карелии собирает более 250 участников.
«У нас есть такая градация: помог один раз — ты волонтёр, участвуешь регулярно — ты друг. Мы формируем круг единомышленников, друзей, которые постоянно на связи и откликаются на любые просьбы», — рассказала Ксения Гаспарян.
Пандемия заставила искать новые формы взаимодействия и перейти в цифровое пространство.
Особую важность приобретает медиа- и интеллектуальное волонтёрство: добровольцы организуют марафоны и онлайн-мероприятия вместе с заповедными территориями.
Школа — ежегодная программа для стипендиатов фонда, с 2022 года реализуется в партнёрстве с «Заповедным посольством».
В первый год сотрудничества «Заповедное посольство» организовало для стипендиатов 19 эколагерей на 16 ООПТ.
Фонд Потанина оказывает участникам поддержку в натуральной и денежной форме — оплачивает проезд и некоторые другие расходы.
Во время шторма 15 декабря 2024 года были повреждены два танкера. Мазут, который они перевозили, попал в воду и привёл к загрязнению береговой линии, гибели птиц, морских млекопитающих, рыб, донных животных. Добровольцы со всей страны помогали устранять последствия катастрофы.
«Показательной для нас была катастрофа на Чёрном море. Большое количество неравнодушных людей решили поехать в Анапу на помощь. Аналогичная, но в меньших масштабах, ситуация с разливом мазута произошла в 2007 году на Азовском море. Тогда волонтёров набралось около 100 человек. А здесь тысячи людей приехали в новогодние праздники. Это говорит о том, что тема волонтёрства стала более понятна обществу. Экологическое волонтёрство — одно из самых простых для начала пути. Помощь природе естественна для человека, не требует особой психологической подготовки, как при работе в детских домах или домах престарелых», — поделилась Ксения Гаспарян.
Работа «Заповедного посольства» и «Друзей заповедных островов» сосредоточена на формировании экосистемы, в которой обычный человек сможет с малых лет и до пожилого возраста участвовать в жизни ООПТ. Важно, чтобы те, кто живёт по соседству с заповедными территориями, знали и любили их, ощущали за них ответственность.
«Путешествовать здорово, но хочется, чтобы добровольцы не кинулись все дружно на Камчатку или Байкал, а развивали те территории, которые рядом, прочувствовали их. Движение друзей направлено на то, чтобы ещё с детского сада, школы ребята изучали свои «заповедные острова», помогали им. Потом они вырастут, станут студентами — будут ездить в волонтёрские лагеря, строить экотропы, пилить валежник. Во взрослой жизни они смогут поддерживать ООПТ и фонды финансово и политически — отстаивать права, создавать клубы друзей заповедников. На пенсии, по примеру многих стран, придут работать в туристическую инфраструктуру, магазины сувениров», — рассказала Ксения Гаспарян.
В свою очередь, ООПТ постепенно учатся работать с добровольцами и приходят к осознанию: волонтёры — не просто бесплатная рабочая сила. Порой нанять кого-то на те же задачи дешевле, чем организовать лагерь. Но, в отличие от наёмного работника, волонтёр может стать амбассадором ООПТ для массовой аудитории — не только приезжать помогать, но и сделать экопросвещение частью образа жизни.
В обществе растёт запрос на благотворительность и добровольную помощь, и людям нужны понятные и удобные форматы участия. С развитием технологий на первый план выходит интеллектуальное волонтёрство: всё чаще добровольцам предлагают не «копать от забора и до обеда», а помочь с созданием сайта, разработать приложение, провести видеосъёмку.
Будущее эковолонтёрства — за разнообразием, считает Ксения Гаспарян: однодневные акции, лагеря разных тематик, партнёрство с вузами, бизнесом. Это поможет вовлечь больше людей в помощь ООПТ и повысить осознанность общества по отношению к природе.