В Российской академии наук вернулись к советскому плану о переброске воды северных рек в засушливые районы страны.
Об этом стало известно 26 ноября на «Докучаевской конференции» — III Всероссийской научно-практической конференции по реабилитации естественных экосистем Донбасса и Новороссии.
В 1970–1980-х годах гидрологи хотели перебросить воду северных рек с помощью каналов: из Оби в Аральский регион и из Северной Двины и Печоры в бассейн Волги. Тогда план вызвал большие опасения у научной общественности. Строительство каналов грозило нарушением экосистем, а потери воды в результате испарений и фильтрации могли достигать 50%. Прошло 40 лет, глобальное изменение климата и геополитическая ситуация поставили учёных перед новыми вызовами.
40% водоносности потерял Дон за прошедшие десятилетия.
Процесс опустынивания активно идёт в степных районах Калмыкии, Дагестана, Ставропольского и Краснодарского края, Ростовской, Оренбургской, Астраханской областей. Воды для спасения от засухи остро не хватает.
Крым и Новороссия испытывают дефицит воды из-за закрытия Северо-Крымского канала и канала Северский Донец — Донбасс, гибели Каховского водохранилища.
Учёные отказались от рытья каналов. Переброску рек хотят провести с помощью водоводов из современных полипропиленовых труб диаметром свыше 3000 мм. Такие трубы очень прочные, не нарушают ландшафт и состояние экосистем, а главное, в них не происходит испарения и фильтрации воды.
Водовод предполагает выведение 10 км3 воды в год. Этого объёма хватит на все восточные территории вместе с возвращёнными регионами.
В.И. Данилов-Данильян
учёный-гидролог, экономист, эколог, член-корреспондент РАН:
«В новом проекте я не вижу особых рисков. Наоборот, он имеет ряд положительных экологических последствий. Раньше боялись, что если забрать часть тёплой воды, которую реки вносят в Северный Ледовитый океан, то нарушатся экосистемы Арктики. Но теперь главная угроза для них — это глобальное потепление. Отбор тёплой воды затормозит этот процесс, что облегчит адаптацию.
Ещё одно опасение было связано с экосистемой самих рек. Но оно не подтверждается серьёзными экологическими расчётами. Предполагается забирать лишь 5–7% годового стока. Для сравнения: река Ганг разбирается на 90%, Хуанхэ — на 95%. И ничего, реки живут. Более того, по самым вероятным долгосрочным экологическим сценариям, сток северных рек будет расти. Водовод просто заберёт этот прирост и принесёт не вред, а пользу экосистемам».
Проект переброски воды из северных рек пока находится в начальной стадии разработки. Российской академии наук понадобится два года, чтобы подготовить документацию и найти оптимальные решения. Но уже сейчас ясно, что масштабный замысел может стать спасением для засушливых регионов нашей страны.