Узнали, как в нацпарке «Койгородский» подрастающее поколение приобщают к экологии.
Койгородский национальный парк создан в 2019 году. Это единственный в Республике Коми участок средней и южной девственной тайги, не подвергшейся влиянию человека, и занимает он 56,7 га.
А ещё здесь всегда рады детсадовцам и школьникам — проводят для них лекции, снимают мультфильмы, учат различать лишайники и тушить пожары. Как воспитать в детях бережное отношение к природе, рассказала Маргарита Шилова, начальник отдела развития туризма и экологического просвещения национального парка.
— С какого возраста нужно учить детей любить природу?
— С того момента, как ребёнок начинает ходить и активно познавать мир. Когда он видит красоту вокруг, рассматривает цветы и листья — это и есть первые уроки. Зачастую такие впечатления оказываются ценнее и интереснее, чем игрушки из магазинов. В раннем возрасте многое зависит от восприятия и позиции родителей.
Мы в национальном парке целенаправленно работаем с детьми старшего дошкольного возраста и школьниками, создали множество программ с учётом возрастных особенностей. Активно сотрудничаем с детскими садами — наши экологи приходят к ним с выездными занятиями.
В год охватываем около 15 тыс. детей в трёх муниципалитетах республики.
— Какие форматы оказались наиболее успешными в работе с подрастающим поколением?
— У нас есть просветительская программа для детей — «Академия лося Степана». Персонажа выбрали не случайно: лось — символ нашего национального парка. Вышло уже пять серий мультфильма о парке, в этом году планируем выпустить ещё две — с участием бобра Сураныча. Имя персонажа происходит от названия реки Суран, которая протекает по территории парка. Для обоих героев создали ростовые куклы, используем их на мероприятиях.
Ростовые куклы лось Степан и бобр Сураныч радушно встречают гостей нацпарка
В рамках большого фестиваля мы организуем эколого-просветительский городок с множеством интерактивных площадок для детей.
Есть и туристический слёт — соревнование, в котором участвуют дети и взрослые. Участники демонстрируют не только физическую подготовку, но и теоретические знания: как потушить лесной пожар, отличить съедобные ягоды от несъедобных, определять знаковые растения Республики Коми.
Возьмём, к примеру, лобарию лёгочную. Этот лишайник занесён в Красную книгу России и считается редким, но в нашем национальном парке встречается часто. Как и большинство лишайников, лобария является индикатором чистого воздуха.
Всего в Койгородском парке произрастает более 220 видов лишайников.
Ещё из краснокнижных растений могу назвать гвоздику Фишера. Она занесена в региональную Красную книгу. К сожалению, многие не знают о её статусе и срывают, поэтому мы стараемся рассказывать о таких видах.
В национальном парке живёт множество видов птиц и животных, в том числе редких. Украшением парка можно назвать горихвостку обыкновенную — небольшую певчую птицу, которая считается одной из самых красивых в европейской части России.
Всего в парке обитает 142 вида птиц, 50 видов млекопитающих, 13 видов рыб и более 300 видов насекомых.
— И всё же, возвращаясь к мультипликации: как пришла идея использовать мультики в экопросвещении?
— Идея лежала на поверхности. Когда мы думали, как рассказывать детям о национальном парке, стало очевидно, что одними презентациями не обойтись. Не то чтобы презентации — это вчерашний день, их тоже можно сделать современными, но мультфильмы — другой уровень вовлечённости.
Конечно, я сама в восторге от парка и могу эмоционально и красочно обо всём рассказывать, но детям надоедает просто слушать. А вот мультик — это всегда работает. Тем более, что наш мультфильм не только развлекательный, но и поучительный.
Стоит включить мультик, как сразу звучит: «А давайте вторую серию посмотрим!». Мне даже приходится их останавливать: «Нет, мои хорошие, давайте лучше поиграем!».
— Какие ещё форматы используете?
— В рамках программы «Академия лося Степана» выходит «Эколекторий». Выбираем тему, привязываем к экологическому календарю или другим датам. Снимаем видео, монтируем в смотрибельный формат, чтобы это было не скучно, публикуем во «ВКонтакте».
Недавно ко Дню экологических знаний выпустили интересный ролик. К нам приходил научный сотрудник, рассказывал обо всех науках, которые входят в экологию. Палеоэкология, синэкология — много разных направлений. Перед этим мы провели небольшую подготовку: нашли детей, готовых принять участие в опросе, задавали им вопросы, что они думают о той или иной науке. Получились очень интересные и смешные варианты. Потом научный сотрудник раскрывал истинную суть этих наук.
— Расскажите подробнее об уроках для школьников. Как выстраиваете сотрудничество со школами?
— Мы активно продвигаем программу через соцсети — в основном через «ВКонтакте», где у нас около 5 тыс. подписчиков. Делаем акцент на том, что наши уроки идеально встраиваются в школьную программу предметов «Окружающий мир», «Моя малая родина» или «Краеведение». Учителя биологии и классные руководители охотно откликаются на такие предложения, поскольку это позволяет закрыть план внеклассных мероприятий.
Два визит-центра у нас находятся в сёлах. Там специалисты проводят уроки на природе. В Сыктывкаре визит-центр находится в одном здании с множеством детских организаций. Можно пройти по коридору и предложить провести интересные и познавательные занятия — отклик всегда положительный.
Школьники часто посещают визит-центр нацпарка в селе Койгородок
— По каким критериям вы оцениваете эффективность работы с детьми?
— Ориентируемся на обратную связь и собственные наблюдения, смотрим на реакцию детей. Я работаю в экопросвещении уже давно и вижу огромную разницу между тем, что было раньше, и тем, что происходит сейчас.
Раньше, рассказывая о раздельном сборе отходов, часто сталкивалась с непониманием. Я приносила им свой небольшой «музей» — ручки из крышечек, разные сувениры, которые собирала на конференциях. Но это не находило отклика.
Сейчас всё иначе. Только начнешь говорить, а они уже в ответ: «А мы с мамой крышечки сдаём!», «А мы ходим в экопункт!». Видно, что тема стала детям ближе и понятнее. По крайней мере, в вопросах обращения с отходами прогресс огромный.
«Современные дети становятся гораздо более осознанными, чем взрослые. Я уверена, что родители, глядя на них, всё чаще задумываются, прежде чем бросить фантик на землю».
— С чем вы связываете эти изменения? Пришло новое поколение детей или родители стали более ответственными?
— Сознание человека невозможно изменить за пять минут. Нужно время. Яркий пример — сортировка мусора. Если человек никогда не обращал на это внимания, то даже самый яркий урок не заставит его сразу раскладывать отходы по разным ящикам. Так это не работает.
Осознание приходит постепенно: ребёнок возвращается домой, рассказывает маме. Видит, как его друг поступает правильно, и думает: «А может, и мне попробовать?».
— Можно ли сказать, что через детей вы влияете на культуру родителей?
— На мой взгляд, ребёнок может повлиять на родителя даже сильнее, чем родитель на него. Безусловно, если взрослый изначально экологически осознан, он с детства воспитывает в ребёнке ответственное отношение к природе. Но если в семье этим никогда не интересовались, то может сработать наш урок.
Я верю, что, придя домой с нашим буклетом, ребёнок скажет: «Смотри, что мне дали!». И хорошо, если родитель спросит: «А что вы там делали? Что узнал?». «Узнал, что есть национальный парк, где охраняют животных и растения». Или: «Оказывается, в жёлтый контейнер нужно сдавать пластик, а в синий — макулатуру».
Влияние среды — школы, секций — тоже огромно. Если все в классе собирают крышечки, ребёнок непременно попросит: «Мама, мне тоже нужно принести!». Родитель найдёт сначала три крышки, потом пятнадцать... А со временем в доме может появиться и контейнер для использованных батареек. Так, шаг за шагом, через детей меняются и взрослые.
— Как понять, что детям удалось привить ответственное отношение к дикой природе?
— При инструктаже на территории национального парка я всегда спрашиваю: «Знаете ли вы правила посещения?». В идеале хотелось бы, чтобы в ответ дети сами их перечислили и соблюдали.
— Удаётся ли вовлекать в просветительскую работу коллег и волонтёров?
— Инспекторов парка мы привлекаем в основном на крупные мероприятия. Они могут рассказать о своей работе из первых уст, и это особенно ценно для взрослой аудитории. Иногда они приходят и к детям, чаще на профориентационные встречи, где рассказывают о своих обязанностях и о работе с фотоловушками — это всегда вызывает у ребят огромный интерес. К сожалению, такое бывает нечасто, ведь инспектора очень заняты.
Даже связаться с ними бывает сложно — на территории парка нет мобильного сигнала. Но когда они на связи, то предоставляют нам материалы с фотоловушек. Бесценные кадры! Мы их используем для демонстрации, учёта животных, а иногда даже монтируем короткие видео с музыкой — получается здорово.
Научные сотрудники, которые ведут «Летопись природы», готовят для нас небольшие заметки для публикации в соцсетях.
Волонтёры взаимодействуют с детьми на фестивалях — наряжаются в ростовые куклы. У меня есть два постоянных помощника: один с удовольствием ходит в костюме лося, а другому я поручаю проводить с детьми мастер-классы, загадывать загадки. Со взрослыми они проводят викторины. Я обеспечиваю их всеми материалами, и они отлично справляются.