Штрафы неэффективны, нужно перевести мышление в плоскость «я участвую в сохранении природы».
Как выстроить диалог с миллионами гостей, почему нужны «ловушки» для туристов и как коммуникации помогают сохранить природу — в интервью с заместителем директора Сочинского национального парка по экологическому просвещению Полиной Смирновой.
— Ваш парк — многолетний лидер по посещаемости. Это потому, что вы находитесь в «правильном» месте, или результат грамотного пиара?
— Безусловно, местоположение в границах популярного курорта — ключевой фактор. Но стратегическая задача — не просто привлечь внимание, а наполнить посещение смыслом.
Мы находимся в непростой ситуации: парк занимает 60% территории Сочи и предоставляет весь комплекс экосистемных услуг. Именно они делают город курортным и привлекательным для жизни и отдыха.
Особо охраняемая природная территория имеет большое рекреационное значение и ежегодно принимает свыше 5 млн посетителей. При этом наша основная задача — сохранить природу! Это возможно только в том случае, если посетители будут бережно относиться к окружающему миру и историко-культурному наследию.
Наша публичная коммуникация решает не количественную, а качественную задачу. Мы стремимся предоставить ясное обоснование, формируем понимание и принятие гостями неизбежных ограничений.
Всеми доступными средствами через всевозможные каналы — соцсети, работу со СМИ, с городскими и общественными пространствами — транслируем ключевую мысль: эти правила являются условием сохранения самой природы, которая делает Сочи курортом и определяет качество жизни здесь.
Я бы не стала называть работу по связям с общественностью пиаром. Скорее, это один из способов экологического просвещения, который помогает распространить знания о природе и наших с ней связях, сформировать в людях любовь и бережное отношение к окружающему миру.
На октябрь 2025 года в разработке. Документ охватит горизонты в 1, 3, 5 и 10 лет.
— Какая целевая аудитория для вас самая сложная — приезжие или жители?
— Ежегодно к нам приходят более 5 млн туристов, но именно местные жители оказывают постоянное, а не сезонное воздействие на экосистему. Существуют сотни неформальных троп, которые ведут из города на территорию парка. Без понимания и поддержки со стороны посетителей сохранить природу невозможно.
Яркий пример — плата за посещение. Для туриста 250 руб. за целый день — символическая сумма. Местным жителем это воспринимается как несправедливость, хотя мы подчёркиваем, что это не коммерческий сбор, а вклад в поддержание инфраструктуры. К тому же действует широкий перечень льгот, согласно которому ⅔ гостей посещают парк бесплатно.
Наша задача — объяснять эту логику снова и снова, обращая внимание на преимущества и переводя разговор из плоскости «я должен заплатить» в плоскость «я участвую в сохранении своего природного дома».
— Кроме соцсетей, как ещё вовлекаете людей в природоохранную повестку?
— Мы действуем системно, начиная работу с аудиторией с самого юного возраста: разрабатываем и распространяем методические материалы в образовательных учреждениях, проводим семинары для педагогов, занятия, экскурсии, акции для школьников и воспитанников детских садов.
Для широкой аудитории очень действенным инструментом вовлечения в природоохранную повестку являются яркие мероприятия. В год мы проводим свыше 250 просветительских акций, в том числе массовых. Рекордсменом является фестиваль ко Дню переднеазиатского леопарда. В 2025 году очно фестиваль собрал 2,2 тыс. участников, а охват информационной кампании благодаря поддержке федеральных СМИ составил миллионы человек.
Большой охват имеют также фотовыставки под открытым небом, проводимые в центре Сочи и туристических центрах. Их видят, изучают также миллионы человек.
Отдельное и важное направление — это работа с экскурсоводами, гидами-переводчиками и инструкторами-проводниками. Ежегодно перед летним туристическим сезоном совместно с Кавказским заповедником мы проводим для них двухдневный семинар. Преподают научные сотрудники, выступают государственные инспекторы и другие специалисты наших ООПТ. Это инвестиция в качество. Когда проводники на природной территории корректно транслируют цели, задачи, правила заповедника и парка, то и гости проникаются природоохранной миссией.
— При турпотоке в несколько миллионов человек в год экосистемы наверняка испытывают сильную антропогенную нагрузку.
— В отличие от заповедников, национальные парки сочетают работу по сохранению природы с развитием туризма и рекреации. Более половины нашей территории расположено в рекреационной и хозяйственной функциональных зонах, которые открыты для посещения круглый год.
Гостей привлекают горные луга и леса, водопады, каньоны, ущелья, пещеры. Здесь свыше 300 объектов историко-культурного наследия: стоянки древнего человека, дольмены, средневековые крепости и храмы. Кроме того, в границах парка расположены всесезонные горные курорты Красной Поляны.
Мы стремимся показать человеку, что он часть природы, и берём на себя задачу создания такой инфраструктуры, которая минимизирует его след. Для этого самые посещаемые туристические направления мы обустраиваем так, чтобы снизить нагрузку на экосистему и создать условия для массового и безопасного туризма.
В прошлом году обустроены объекты «33 водопада», «Водопады Псыдах и Шапсуг», «Змейковские водопады». На них в сложных геологических условиях установлены настилы на металлических каркасах, мосты и лестницы, места для отдыха, новые входные группы и информационные стенды.
Отдельным вызовом для всех ООПТ является организация быта. Мы устанавливаем туалеты только там, куда может подъехать ассенизаторская техника, чтобы полностью исключить попадание сточных вод в грунт.
Традиционной формой отдыха являются пикники в долинах рек, которые спасают от летнего зноя. В 2025 году обустроены пять новых пикниковых полян с беседками, мангалами, санитарными узлами и просветительскими стендами. Согласно правилам, разжигать костры и становиться с палатками можно только в специально оборудованных местах, и мы стремимся дать такую возможность посетителям.
Сегодня многодневный туризм доступен только на одном маршруте — «Долина реки Сочи», где есть место для палаток и кострище. В будущем таких мест станет больше.
Большая роль в организации условий для туризма и во взаимодействии с посетителем отводится государственным инспекторам в области окружающей среды. Они поддерживают тропы и места отдыха в хорошем состоянии, занимаются их обустройством, следят за соблюдением правил и в случае необходимости разъясняют их или же составляют материалы о нарушениях.
К сожалению, многие посетители считают штрафы самым эффективным методом, но мы стремимся выйти на более позитивный уровень взаимодействия.
— Имеет ли смысл ограничивать турпоток?
— Турпоток уже ограничен. Территория зонирована: заповедная функциональная зона полностью закрыта для посещения, в особо охраняемую можно попасть только по спецпропускам. Что касается рекреационной и хозяйственных зон, на которые приходится основная нагрузка, тут наши усилия сосредоточены на обустройстве инфраструктуры.
У национального парка «Красноярские Столбы» действует модель «ловушек для туристов». Входные зоны насыщены инфраструктурой: сервисами, экспозициями, тропами. Эти точки «задерживают» основной, менее подготовленный поток. Вглубь уходят лишь самые мотивированные. Таким образом, антропогенная нагрузка локализуется в обустроенных «буферных» зонах, а уязвимые экосистемы остаются в безопасности. Такая стратегия эффективна в «Столбах», где три ключевые точки входа. В нашем случае их тысячи.
Наша амбициозная задача — создать в основных туристических локациях Сочи визит-центры, чтобы готовить гостей к отдыху на природе и мотивировать к соблюдению правил.
— Часто ли туристы становятся волонтёрами?
— В прошлом году мы заняли второе место по добровольческой активности среди ООПТ. С помощью волонтёров организовано 165 мероприятий, в которых участвовали более 2 тыс. человек. Это знаковая цифра, которая демонстрирует общественную поддержку природоохранных инициатив.
Главные добровольцы — это местные жители. Хотя к публичным акциям, которые мы размещаем на «добро. ру», часто примыкают отдыхающие, имеющие опыт волонтёрства. Всё чаще с добровольческими инициативами обращаются компании, для которых волонтёрство — часть имиджевой политики.
— К каким работам привлекаете волонтёров?
— Все хотят сажать деревья, но мы не привлекаем добровольных помощников к работам по лесовосстановлению. Посадка каштана, самшита, любого другого ценного растения требует высокой квалификации и строго регламентирована, поэтому такими работами занимаются специалисты.
В остальном спектр помощи очень широкий. Особое внимание мы уделяем развитию интеллектуального волонтёрства — прибегаем к помощи фотографов и видеографов для коммуникационных задач. Видим перспективу за научным волонтёрством в рамках направления «гражданская наука».
Несмотря на всё это, наиболее часто мы собираемся с добровольцами в парке для уборки мусора и в дендрарии для уборки листвы и скошенной травы.
Добровольческое сообщество — открытое. На главной странице сайта есть раздел с понятной инструкцией для всех желающих.