Есть ли способы примирить экологию и технический прогресс?
Люди влияли на природу с момента своего появления, но значительное негативное воздействие началось с развитием промышленности в XVIII–XIX веках. В XX–XXI веках вред окружающей среде увеличился кратно.
Остановить прогресс невозможно. Мы хотим быть всегда на связи, легко преодолевать тысячи километров, жить в тепле и уюте, а для этого необходимо строить автомагистрали, железные дороги, прокладывать инженерные коммуникации.
В 1970-е годы общественность в США и Европе задумалась о том, как создавать новые объекты и развивать инфраструктуру с минимальным ущербом окружающей среде. Так родилась идея экостроительства — экономичного и экологичного подхода к проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений. В Россию тренд пришёл позже — в начале XXI века, но быстро набрал обороты.
1 сентября 2025 года вступило в силу Постановление Правительства РФ, в котором обновлены требования к предотвращению гибели животных и птиц при строительстве и эксплуатации инфраструктуры.
Строительство трасс и трубопроводов разрушает естественные места обитания животных и растений, изменяет экосистемы и микроклимат. Шум транспортных магистралей и яркие огни пугают диких животных, птицы гибнут на линиях электропередачи. Новые требования помогут сохранить биоразнообразие и сократить вред экологии.
Среди основных правил Постановления: соблюдение экологических норм для сохранения естественных условий обитания животных, обязательное создание санитарно-защитных зон, оборудование специальных защитных устройств на водозаборных сооружениях, установка предупредительных знаков на транспортных магистралях.
Одно из достижений экостроительства в нашей стране и в мире — развитие высокоскоростных магистралей (ВСМ). Скоростные поезда не только сокращают время в пути, сегодня это самый экологичный вид транспорта по сравнению с автомобилями и авиацией.
По расчётам Международного союза железных дорог, требования по землеотводу под инфраструктуру ВСМ при одинаковых пассажиропотоках в 2–3 раза ниже, чем для автотранспорта. При этом количество пассажиров, перевезённых на единицу затраченной энергии, в 4,3 раза больше, чем автомобилями, и в 8,5 раз больше, чем самолётами. Удельный показатель выбросов углекислого газа на 100 пассажиро-километров на высокоскоростных магистралях в 3,5 раза ниже, чем на автотранспорте, и в 4,3 раза ниже, чем у авиации.
Мировой опыт показывает, что можно построить высокоскоростные магистрали и сохранить при этом биоразнообразие. В Китае железнодорожная магистраль Сиань — Чэнду проходит по системе туннелей, что помогает защитить естественную среду обитания диких животных. В Японии внедрили целый комплекс технологий для минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Среди них специальные шумоподавляющие экраны вдоль путей, цельносварные рельсы для уменьшения вибрации.
При строительстве железнодорожной инфраструктуры в России действует национальный стандарт ГОСТ Р 70049-2022 «Оценка соответствия. Требования устойчивого развития к объектам инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта». Он определяет особые «зелёные» правила при проектировании и строительстве ВСМ.
«Сапсан» — экологически чистый поезд, вместо дизельного топлива он использует электроэнергию
При строительстве ВСМ в воздух попадает в 10 раз больше вредных веществ, чем при эксплуатации магистрали. Несмотря на то что загрязнение носит временный характер, проекты учитывают максимум мер по снижению воздействия: очистку и утилизацию сточных вод, вывоз мусора, использование техники экологического класса не ниже «Евро-3».
Один из самых обсуждаемых проектов — ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Расстояние между двух столиц новые поезда будут преодолевать в 2 раза быстрее «Сапсана». Запуск линии запланирован на 2028 год. Часть маршрута проходит по территории Лисинского заказника — особо охраняемой природной территории в Тосненском районе Ленинградской области. Чтобы не нарушить экосистему заказника, участок ВСМ «поднимут» над лесным массивом. Виадук пройдёт над деревьями! Аналогичную эстакаду высотой 10 м планируют создать на территории лесопарка «Лебяжье» при строительстве ВСМ Москва — Казань, которое начнётся в 2028 году.
Во всех проектах ВСМ предусмотрены десятки зверопроходов для мелких и крупных животных, шумозащитные экраны и другие меры для сохранения биоразнообразия.
Развитие высокоскоростных железных дорог не отменяет строительства автотрасс. При проектировании дорог с учётом «зелёных» стандартов особое внимание уделяют местам обитания и путям миграции диких животных.
Экодуки — самое популярное в мире инженерное решение для защиты зверей от гибели на дорогах. Специальные переходы, замаскированные под естественную природу и защищённые акустическими экранами, впервые появились во Франции в 1950-х годах. Больше всего таких конструкций сейчас в Нидерландах — свыше 600 зелёных мостов. А один из самых необычных переходов через дорогу сооружён в США, где по туннелю каждую весну мигрируют саламандры.
Основное требование к строительству экодуков — воссоздание естественной среды обитания, соответствие местному ландшафту. На подходах к нему и с боковых сторон должны быть высажены деревья и кустарники. Необходимы также шумо- и светозащитные устройства.
В России первый экодук построили в 2016 году в Калужской области на 170-м км платной трассы М-3. Лоси, лисы, кабаны, косули, ежи спокойно пересекают оживлённую дорогу. Ещё раньше появились подземные туннели для животных — зверопроходы — в Приморском крае.
«У строительных компаний уже наработан приличный опыт возведения таких конструкций. Наиболее дорогие — экодуки мостового типа. Для оптимизации стоимости строители стараются совместить экодуки с мостовыми переходами, водопропускными сооружениями за счёт их дополнительного обустройства. Оно включает защитное ограждение для направления животных вдоль трассы к переходу, устройство зелёных насаждений на подходах к переходу для формирования естественного ландшафта. Сегодня подобные переходы можно встретить на ЦКАД в Московской области, трассах М-1 «Беларусь» и М-12 «Восток», — рассказали в пресс-службе компании «Автодор».
«Один из примеров экодука, который спроектирован с учётом самых современных мировых практик, — конструкция компании «Стройпроект» на трассе М-12 Москва — Казань. Этот широкий переход длиной 32 м гармонично вписан в окружающий ландшафт. Три плавно поднимающихся ступени и изогнутая воронкообразная форма перехода деликатно направляют животных к экодуку. Архитектурное решение не нарушает природный ландшафт, напротив, вписывается в него, снижая стресс для зверей. Конструктивно экодук на М-12 выполнен с использованием технологии армогрунта, которая снижает затраты на строительство и ускоряет процесс. Основа армогрунта — георешётки высокой прочности нашей компании, которые способны выдерживать значительные нагрузки», — сообщил Константин Вачнадзе, директор по развитию компании ООО «Сотерра Инжиниринг».
предусмотрены на новой трассе М-12 на участке Москва — Казань. Места для них спроектировали на основании статистики путей миграции диких животных.
Стандарты экостроительства внедряются не только на дорогах. Например, при сооружении трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан используют резервуары с плавающей крышей — это минимизирует испарения нефти и вред природе.
Для защиты птиц от гибели при взаимодействии с ЛЭП Россети устанавливают на линии связи и электропередачи специальные птицезащитные устройства. Разработаны самые разные типы таких конструкций: антиприсадочные, изолирующие, барьерные, насестные. Они адаптированы под конкретные условия и виды птиц.
Концепция устойчивого развития и «зелёное» строительство появились в России не так давно, но благодаря законодательной и стратегической поддержке государства и инициативам бизнеса сделаны большие шаги к снижению нагрузки на природные ресурсы и сохранению биоразнообразия.