Как не превратить добрые намерения в дорогостоящие ошибки, рассказала Дарья Маковецкая, руководитель Карельского центра развития добровольчества.
— Какой промах чаще всего совершают ООПТ при работе с волонтёрами?
— Многие «обжигаются», когда думают, что ничего не стоит организовать работу добровольных помощников. Мол, пригласим — по ходу дела разберёмся, что поручить. Потом выясняется, что людей негде поселить, нет возможности их покормить, нет нужных материалов для работы, а самое главное — нет понимания, кто что будет делать.
«Нам нужны волонтёры убрать берег реки». А какую площадь? От этого будет зависеть, сколько людей нужно, сколько мешков, перчаток. Не говоря уже о более сложных работах — например, о строительстве экотропы. Подрядчик вовремя не привёз доски, нет молотков, нет саморезов, не заряжен шуруповёрт. А волонтёр находится в простое.
Если сотруднику не принесли вовремя инструменты — он спокойно подождёт, ведь идёт оплачиваемый рабочий день. У волонтёра другая ценность этих часов — он тратит время жизни, чтобы помочь безвозмездно. Если время пропадает даром, второй раз он, скорее всего, не приедет.
Заранее нужно запланировать средства и ресурсы. Если возникают сложности, то всегда можно обратиться за консультацией к экспертам — во многих регионах уже есть ресурсные центры добровольчества, опытные волонтёрские и некоммерческие организации.
Дарья Маковецкая
Окончила Петрозаводский ГУ в 2008 году. На протяжении 16 лет руководит Ресурсным центром развития добровольчества Карелии. Помогает реализовать волонтёрские программы карельским ООПТ федерального и регионального значения — музею-заповеднику «Кижи», национальному парку «Ладожские шхеры», Костомукшскому заповеднику и другим.
— Что нужно продумать перед приглашением волонтёров?
— Отбор волонтёров — это не формальность. Нужно сразу задавать чёткие требования и детально описывать условия. Недосказанность может создать ложные ожидания, а в дальнейшем вызвать разочарование добровольцев.
Например, человек едет заниматься фотографией, а на деле приходится таскать брёвна. Такая ситуация может привести к конфликтам и сказаться на репутации принимающей стороны.
Если у организации ограничены ресурсы, нужно указать это в объявлении — сообщить, что волонтёр сам организует транспорт и питание. Однако если принимающая сторона может предоставить добровольцам хотя бы минимальный комфорт, это повысит привлекательность программы.
Важно не только внимательно читать анкеты волонтёров, но и проводить собеседование, чтобы оценить адекватность человека. Всё это позволит избежать неприятных сюрпризов.
— Каких сюрпризов?
— Если организация не прописала требования к волонтёрам, на программу подадут заявки люди, которые априори не подходят. Так, при первом наборе на экологическую смену на Соловецких островах, где волонтёры работают на территориях мужского монастыря и скитов, 90 из 100 заявок поступили от женщин. А требовались только мужчины. В итоге организаторам пришлось потратить значительно больше времени на отбор, программа оказалась под угрозой срыва.
В другую смену пробовали снизить требования, брать и женщин тоже, но динамика группы «поехала», результативность была ниже. Представьте, людей привезли на 10 дней, а часть волонтёров физически не способны выполнять задачи. И уехать с острова они самостоятельно не могут.
Уже третий год фонд сохранения Соловецкого архипелага проводит волонтёрские смены только для мужчин.
— А есть какие-то ресурсы, которые могут помочь в поиске волонтёров?
— Платформа «Добро.РФ» помогает организациям проверять кандидатов. Можно понять, какой опыт есть у волонтёра. Если доброволец работал в менее сложных проектах, это может стать предупреждением для принимающей стороны, когда речь идёт об удалённых зонах и тяжёлых условиях.
— Как быть с юридической стороной добровольчества?
— Заключение договора, оформление страховки и прохождение инструктажа — обязательные шаги, которые защищают и организацию, и добровольца. Пренебрежение этими мерами может подорвать репутацию принимающей стороны и привести к плачевным последствиям.
Волонтёры — люди увлечённые, но порой наивные и самоуверенные: мол, мы опытные, справимся. Доброволец может потеряться в лесу, получить травму, а отвечать будет организация. Поэтому ООПТ важно обеспечить полное соблюдение всех процедур. Предосторожность никогда не бывает лишней.
Если у организации нет возможности самостоятельно страховать волонтёров, нужно заранее прописать в условиях, что участие возможно только при наличии действующей страховки. Именно действующей! У нас в Карелии в последние годы высоки риски, связанные с клещевым энцефалитом и боррелиозом. Иногда человек оформляет страховой полис за день до выезда. А работать такой полис начинает через неделю, когда волонтёр уже возвращается. То есть существует реальная опасность заболевания, и случай не будет покрыт медстраховкой.
— Могут ли волонтёры непреднамеренно нанести вред — растительности, животным на ООПТ?
— Да, иногда принимающие организации переоценивают самостоятельность волонтёров. Кажется, люди опытные, всё понимают — достаточно просто поставить задачи. Без контроля может произойти неприятная ситуация: в лучшем случае работа будет не выполнена, в худшем — нанесён урон.
Важны постоянное присутствие координатора и контроль — территория особая, условия экстремальные.
В Красную книгу Карелии включено 442 вида растений, 332 вида животных. Самый известный эндемик — ладожская кольчатая нерпа, редкий и уязвимый вид. Его спасению помогают волонтёры Фонда друзей балтийской нерпы.
— Что должно стать итогом взаимодействия ООПТ и добровольцев?
— Часто всё заканчивается словами «молодцы, спасибо», и все разбегаются. Задачи ООПТ выполнены, а удовлетворены ли потребности волонтёров? Если да, то это дороже любых благодарственных писем.
Нужно на старте узнать, с какой мотивацией приходит к вам человек, и потом эту историю закольцевать, получить обратную связь: доволен ли он? Чтобы не вышло, что он не захотел огорчать, промолчал и ушёл разочарованным, а вы не понимаете, почему к вам не возвращаются волонтёры.
После завершения программы стоит подумать, как добровольцы могут продолжать помогать — например, дистанционно, участвуя в обсуждениях идей, помогая с созданием контента, мерча. Это уже уровень стратегического подхода, когда волонтёров рассматривают не как разовую помощь, а как сообщество единомышленников, готовых участвовать в развитии проекта. Такой подход формирует «наследие» программы и укрепляет репутацию ООПТ.
Особое внимание — освещению работы добровольцев онлайн. Многие организаторы постят анонсы и не публикуют отчёты. Либо делают это формально: было столько-то людей, сделали то-то. Важно показать «человеческое» лицо ООПТ, живые эмоции и истории: вот приехал издалека учитель информатики, а у нас он строил экотропу и изучал следы животных, для него это первый опыт — и вот какие у него впечатления. Такой подход может вдохновить других людей откликнуться на призыв о помощи в следующий раз.
У нас есть несколько программ, когда люди бронируют участие — отпуски подгоняют, чтобы поехать на Соловки или в другие заповедники, потому что благодаря живым отзывам знают: будет здорово, здесь круто с волонтёрами работают. Мне кажется, это идеальная история для ООПТ — когда у тебя голова не болит, где искать добровольцев, они сами выстраиваются в очередь.