Саратовская и Волгоградская области столкнулись с массовой миграцией сайгаков из Казахстана. Ещё в 2003 году этот вид находился под угрозой исчезновения, сейчас популяция выросла настолько, что требует регуляции.
По оценкам специалистов, в регионы зашёл примерно миллион краснокнижных антилоп: они вытаптывают пастбища, съедают урожай и могут быть переносчиками опасных для домашнего скота болезней.
В 2003 году Международный союз охраны природы признал сайгу находящейся на грани полного исчезновения. Казахстану удалось восстановить популяцию степных антилоп. Сейчас там обитает 2–4 млн особей — это 95% мировой популяции. В республике животное не является краснокнижным, а вот в России сайгак по-прежнему под охраной: в 2023 году волго-уральская популяция насчитывала всего 38 000 особей.
В последние годы сайгаки массово мигрируют из соседнего государства. В Западном Казахстане степи уже не могут прокормить столько животных, и они возвращаются к древним маршрутам — в Саратовскую область. Однако здесь природные степи давно распаханы, и сайгаки вынуждены питаться фермерскими посевами, попутно вытаптывая сельхозкультуры.
Фермеры требуют компенсаций — прошлогодние потери от сайгаков им никто не возместил. А в этом году нашествие гораздо масштабней. Некоторые просят дать в помощь вертолёты, чтобы разгонять стада с воздуха.
Из-за масштабов ущерба власти Саратовской области обратились в федеральные органы с просьбой исключить сайгака из Красной книги и разрешить отстрел животных, как это периодически делают в Казахстане. Экологи и учёные против: это может привести к нарушению международных обязательств и повлечь непредсказуемые экологические последствия.
В качестве альтернативы власти предлагают рассмотреть программы переселения животных в другие места, хотя это крайне сложная и затратная задача. В Казахстане также ищут пути урегулирования численности сайгаков. Ученые пытаются одомашнить сайгу, чтобы сократить дикое поголовье на 10–20%.